Опалубка для ЖБИ: виды опалубочных систем
Опалубка для производства железобетонных изделий в современной строительной индустрии может изготавливаться из самых различных материалов. Сегодня в производстве опалубочных систем используют дерево и фанеру, различные виды пластмассы, а также сталь.
Деревянная опалубка для ЖБИ
Деревянная опалубка для ЖБИ предполагает использование древесины как хвойных, так и лиственных пород деревьев. Из лиственных пород часто применяются ольха и береза, из хвойных — лиственница, ель, сосна.
Существует ряд рекомендаций и ограничений по применению конкретных пород и сортов древесины при изготовлении опалубочных конструкций:
- Береза имеет склонность к растрескиванию, поэтому для изготовления палубы ее использовать не рекомендуется.
- Пиломатериалы, вступающие в соприкосновение с бетоном, должны иметь сортность не ниже III.
- Для изготовления поддерживающих элементов надлежит использовать пиломатериалы не ниже второго сорта, а для прогонов применяется исключительно древесина хвойных пород.
- Она же необходима для изготовления других ответственных конструкций: стоек, высота которых составляет 3 метра и более, элементов инвентарной опалубки и т.п.
- Несущие каркасы должны быть выполнены из древесины хвойных пород, влажность которой не превышает 15%.
- Примыкающие к бетону доски не должны иметь ширину более 150мм и толщину не менее 19мм, поверхность пиломатериалов должна быть остругана. Рекомендуется использовать для этих целей шпунтованные доски.
- Скользящая опалубка для ЖБИ выполняется из досок шириной 120мм, которые устанавливаются с препятствующим их короблению зазором.
Применение фанеры для изготовления опалубки
Оптимальным материалом для изготовления элементов опалубки, соприкасающихся с бетоном, является листовая фанера. Как правило, для этих целей используются водостойкие сорта материала: марки ФБСВ и ФБС. Толщина листов не должна быть менее 10мм.
Существенно продлить срок службы палубы позволяет использование фанеры, имеющей синтетическое покрытие. Такой материал не только обладает пониженной адгезией по отношению к бетону, что повышает оборачиваемость опалубочных систем, но и дает возможность получать идеально ровные бетонные поверхности.
Если фанера не имеет полимерного покрытия, то принято при изготовлении ЖБИ использовать специальные пленки на основе бумаги или стеклоткани с полимерной пропиткой. Нанесение пленок выполняется с помощью специального пресса.
Возможно также применение пленок из:
- стеклопластика,
- стеклотекстолита,
- полиэтилена,
- винипласта,
- слоистых пленок (например, «гетинакс»).
В некоторых случаях производится окраска или лакировка материала.
Прочие материалы
Помимо фанеры в производстве опалубки могут применяться древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты. Полностью пластиковая опалубка для ЖБИ встречается крайне редко.
Металлическая опалубка из ЖБИ наиболее часто изготавливается из стали Ст3. Чтобы снизить металлоемкость изделий, на предприятиях применяют гнутые и штампованные профили, а также стали легированных марок.
Пружинная сталь марок 55ГС, 65Г и т.п. используется в процессе производства:
- замков,
- соединений,
- пружинных скоб и прочих элементов крепления опалубочных систем.
Как это ни странно, но оптимальным вариантом считаются не прочные и долговечные металлоконструкции, а комбинированная опалубка, где металл играет роль поддерживающего элемента, а в соприкосновение с бетоном вступают иные материалы:
- пластики,
- пиломатериалы,
- водостойкая фанера.
Опалубочные системы, полностью изготовленные из металла, также находят применение в строительстве, но такие системы требуют утепления в холодное время года. Нередко металлическую палубу переоборудуют, делая ее термоактивной. Но и деревянные опалубочные системы небезупречны.
Невысокая прочность дерева не позволяет использовать в качестве поддерживающих элементов деревянные стойки (это касается наклонных и горизонтальных поверхностей). Опалубка для ЖБИ, изготовленная из фанеры или дерева, к тому же, имеет большую материалоемкость и низкую оборачиваемость.
Таблица 1. Оборачиваемость опалубки
Оборачиваемость опалубки
|
Тип опалубки,
материал элементов опалубки
|
Для формообразующих элементов, единиц оборотов*
|
Для поддерживающих и несущих элементов, единиц оборотов*
|
|
1-й класс, не менее
|
2-й класс, не менее
|
3-й класс, до
|
1-й класс, не менее
|
2-й класс, не менее
|
3-й класс, до
|
Мелкощитовая:
|
|
|
|
|
|
|
сталь, алюминий
|
200
|
100
|
100
|
250
|
150
|
150
|
дерево, пластик
|
20
|
15
|
15
|
30
|
20
|
20
|
фанера**:
|
|
|
|
|
|
|
для опалубки стен
|
60
|
30
|
30
|
-
|
-
|
-
|
для опалубки перекрытий
|
20
|
10
|
10
|
-
|
-
|
-
|
Крупнощитовая:
|
|
|
|
|
|
|
сталь, алюминий
|
300
|
200
|
200
|
400
|
250
|
250
|
дерево, пластик
|
30
|
20
|
20
|
-
|
-
|
-
|
фанера**:
|
|
|
|
|
|
|
для опалубки стен
|
80
|
60
|
60
|
-
|
-
|
-
|
Блочная
|
300
|
150
|
150
|
300
|
150
|
150
|
Объемно-переставная
|
500
|
300
|
300
|
500
|
300
|
300
|
Скользящая:
|
|
|
|
|
|
|
сталь
|
200*
|
100*
|
100*
|
300*
|
200*
|
200*
|
дерево
|
40*
|
30*
|
30*
|
100
|
50
|
50
|
Подъемно-переставная
|
100*
|
60*
|
60*
|
120*
|
80*
|
80*
|
Горизонтально-перемещаемая
|
150*
|
80*
|
80*
|
200*
|
100*
|
100*
|
Пневматическая
|
10
|
5
|
5
|
-
|
-
|
-
|
* Для скользящей, подъемно-переставной и горизонтально-перемещаемой опалубки - в м подъема или перемещения.
** При применении с одной стороны.
|
|