Швартовочные тумбы и материалы для их производства
Швартовочная тумба (кнехт) – одна из самых важных частей швартовочного устройства. Ее предназначение – крепление тросов, с помощью которых осуществляется пришвартовка судна. Производство данных металлоконструкций, требует от производителя большой ответственности на каждом этапе производства.
Сегодня сырьем для изготовления данных элементов служит:
- сталь,
- чугун (марок СЧ 20 или высокопрочный чугун).
Последний современный материал, позволяющий тумбам, изготовленным из него служить значительно дольше, не подвергаясь различным агрессивным факторам вроде коррозии.
Технология изготовления подразумевает четкое следование ГОСТу, для тумб разновидности ТСО, одних из самых востребованных на судостроительном рынке, – это ГОСТ 1412. Современное оборудование, грамотный и квалифицированных персонал, а так же высококачественное сырье – залог изготовления надежных швартовых тумб, которые будут бесперебойно служить до 25 лет.
Разновидности швартовочных тумб
Издавна для надежной швартовки судов использовались различного рода кнехты. Деревянные суда снабжались деревянными швартовочными элементами, располагавшимися на верхней палубе. После того, как в судостроительстве стал интенсивно использоваться металл, швартовые элементы, в том числе и тумбы, стали изготавливаться из различных сплавов.
И сегодня наиболее актуальным материалом для выполнения кнехтов служит чугун – прочный и надежный материал, проверенный временем. Швартовочные тумбы изготавливают посредством литья или сварки. Производство данных металлоконструкций, как правило, проводится по чертежам клиента, в зависимости от вида судна и пожеланий заказчика.
Существует несколько разновидностей швартовочных тумб:
- ТСС – тумбы стопорные сменяемые, которые используются для двух- и односторонней швартовки судна;
- ТСО – тумбы сменяемые однокозырьковые, предназначенные для односторонней швартовки судна;
- ТС – тумбы стопорные, применяемые для односторонней швартовки речных барж и судов.
Тип судна диктует выбор тумбы
В зависимости от того, какой тип судна нуждается в швартовочных элементов, производится их разработка и изготовление. Транспортные суда, как правило, снабжаются парными кнехтами. Эта конструкция представляет собой две тумбы на общем основании, имеющими шляпки, удерживающие верхние шлаги и не позволяющие им соскакивать с тумб. Так же, кнехты данного рода имеют приливы, удерживающие нижние шлаги троса.
Если швартовые тросы должны быть закреплены под углом к палубе (в случаях, когда они направляются сверху), удобнее использовать швартовочные тумбы без приливов или с крестовиной. В отдельных случаях, транспортные суда оснащаются однотумбовыми кнехтами (битенгами), которые предназначены для буксировки.
Они имеют в своей конструкции краспицы, что позволяет надежно удерживать трос. Некоторые швартовые операции требуют наличия на судне специальных кнехтов с вращающимися на подшипниках тумбами и стопорным устройством.
Установка и принцип работы кнехтов
При монтаже швартовочных элементов следует соблюдать точность и аккуратность, и, безусловно, данные работы должны проводиться профессионалами.
Парные швартовочные тумбы устанавливают на верхней палубе судна симметрично по обоим бортам, в кормовой и носовой частях. Битенги, массивные тумбы, прикрепляются к верхней палубе. Так же, битенг может быть закреплен на одной из нижних палуб и пропущен сквозь верхнюю.
Помимо установки на палубе судна, швартовочные элементы должны быть смонтированы и на причале. Установка тумб проводится в полном соответствии с утвержденными строительными чертежами. В качестве крепежных элементов служат специальные болты, а после установки тумбы необходимо провести приемо-сдаточные испытания.
Таблица 1. Коды ОКП кнехтов
Тип и исполнение |
Диаметр тумбы, D (мм) |
Материал |
Код ОКП кнехтов
|
|
поставляемых на внутренний рынок
|
поставляемых на экспорт
|
для стальных и растительных канатов
|
для синтетических канатов
|
|
I литой
|
90
|
Чугун
|
641 211 230 910
|
641 211 330 906
|
-
|
|
110
|
"
|
641 211 231 005
|
641 211 331 002
|
|
|
140
|
"
|
641 211 231 105
|
641 211 331 101
|
|
|
180
|
"
|
641 211 231 204
|
641 211 331 200
|
|
|
220
|
"
|
641 211 231 303
|
641 211 331 310
|
|
|
280
|
"
|
641 211 231 402
|
641 211 331 409
|
|
I сварной двухтумбовый
|
70
|
Сталь
|
641 211 111 500
|
641 211 333 405
|
64 1212 8101 00
|
|
95
|
"
|
641 211 110 909
|
641 211 332 110
|
64 1212 8102 10
|
|
114
|
"
|
641 211 111 005
|
641 211 332 209
|
64 1212 8103 09
|
|
140
|
"
|
641 211 111 104
|
641 211 332 308
|
64 1212 8104 08
|
|
178
|
"
|
641 211 111 203
|
641 211 332 407
|
64 1212 8105 07
|
|
219
|
"
|
641 211 111 302
|
641 211 332 506
|
64 1212 8106 06
|
|
299
|
"
|
641 211 111 401
|
641 211 332 605
|
64 1212 8107 05
|
|
356
|
"
|
641 211 111 610
|
641 211 333 504
|
64 1212 8108 04
|
|
457
|
"
|
641 211 111 709
|
641 211 333 603
|
64 1212 8109 03
|
I сварной однотумбовый
|
140
|
Сталь
|
64 1212 710 605*
|
64 1212 710 902*
|
-
|
|
|
|
64 1212 610 708**
|
64 1212 611 002**
|
|
|
180
|
"
|
64 1212 710 704*
|
64 1212 711 009*
|
|
|
|
|
64 1212 610 807**
|
64 1212 611 101**
|
|
|
219
|
"
|
64 1212 710 803*
|
64 1212 711 108*
|
|
|
|
|
64 1212 610 906**
|
64 1212 611 200**
|
|
II литой
|
180
|
Сталь
|
641 212 230 905
|
641 212 330 901
|
-
|
|
220
|
"
|
641 212 231 001
|
641 212 331 008
|
|
|
280
|
"
|
641 212 231 100
|
641 212 331 107
|
|
|
360
|
"
|
641 212 231 210
|
641 212 331 206
|
|
|
450
|
"
|
641 212 231 309
|
641 212 331 305
|
|
II сварной с фундаментом
|
70
|
Сталь
|
641 212 112 108
|
641 212 122 600
|
64 1212 8104 03
|
|
95
|
"
|
641 212 112 207
|
641 212 122 710
|
64 1212 8105 02
|
|
114
|
"
|
641 212 112 306
|
641 212 122 809
|
64 1212 8106 01
|
|
140
|
"
|
641 212 111 407
|
641 212 120 505
|
64 1212 8107 00
|
|
178
|
"
|
641 212 111 506
|
641 212 120 604
|
64 1212 8108 10
|
|
219
|
"
|
641 212 111 605
|
641 212 120 703
|
64 1212 8109 09
|
|
299
|
"
|
641 212 111 704
|
641 212 120 802
|
64 1212 8110 05
|
|
356
|
"
|
641 212 111 803
|
641 212 120 901
|
64 1212 8111 04
|
|
457
|
"
|
641 212 111 902
|
641 212 121 008
|
64 1212 8112 03
|
|
560
|
"
|
641 212 112 009
|
641 212 121 107
|
64 1212 8113 02
|
II сварной врезной
|
140
|
Сталь
|
64 1212 511 303*
|
64 1212 512 103*
|
-
|
|
|
|
64 1212 411 307**
|
64 1212 412 107**
|
|
|
180
|
"
|
64 1212 511 402*
|
64 1212 512 202*
|
|
|
|
|
64 1212 411 406**
|
64 1212 412 206**
|
|
|
219
|
"
|
64 1212 511 501*
|
64 1212 512 301*
|
|
|
|
|
64 1212 411 505**
|
64 1212 412 305**
|
|
|
299
|
"
|
64 1212 511 600*
|
64 1212 512 400*
|
|
|
|
|
64 1212 411 604**
|
64 1212 412 404**
|
|
|
377
|
"
|
64 1212 511 710*
|
64 1212 512 510*
|
|
|
|
|
64 1212 411 703**
|
64 1212 512 503**
|
|
|
450
|
"
|
64 1212 511 809*
|
64 1212 512 609*
|
|
|
|
|
64 1212 411 802**
|
64 1212 412 602**
|
|
|
560
|
"
|
64 1212 511 908*
|
64 1212 512 708*
|
|
|
|
|
64 1212 411 901**
|
64 1212 412 800**
|
|
|
|
|
64 1212 521 102*
|
64 1212 521 906*
|
|
|
650
|
"
|
64 1212 420 801**
|
64 1212 421 601**
|
|
|
|
|
64 1212 512 004*
|
64 1212 512 807*
|
|
|
|
|
64 1212 412 008**
|
64 1212 412 800**
|
|
|